Свобода есть свойство личности. Становясь личностью, мы обретаем свободу и выходим за рамки природы, социума, и вселенной. Мы перестаем быть частью и становимся целым. Согласно Бердяеву, ни природа, ни общество, ни космос не включают личность, а включены в нее. Убегая от посягательств искусственного интеллекта, мы можем встретиться с собой, и в этом наше спасение. Встреча с собой для нас, в течение веков лелеявших и развивавших свое поверхностное «я», это непростая задача…
По Бердяеву, свойствами личности являются свобода, творчество, вера, совесть, судьба и способность к духовной жизни. Эти свойства определяют путь от поверхностного «я» к «я» глубинному, от смерти к жизни, от рабства к свободе, поэтому я предлагаю рассмотреть их подробно.
Свобода — это способность принимать решения, зависящие не от исходных данных, а от исходных смыслов. Эта свобода проявляется повсеместно, она недоступна логике, о ней можно рассуждать, но ее невозможно спрогнозировать, так как она возникает неожиданно и часто вопреки здравому смыслу. Можно вспомнить пример вдовы, положившей последнее пропитание свое в сокровищницу Храма (Евангелие от Марка 12:41). Это действие не может быть оправдано никакой логикой, так как оно не приносит пользы ни Храму (две лепты слишком мало в сравнении с дарами богатых людей), ни самой вдове, ни Богу, которому вообще не нужны материальные дары, но оно очень высоко оценивается Христом, который, указав на вдову, сказал ученикам, что положила она больше всех, клавших в сокровищницу от избытка. Она же положила от скудости своей, положила все, что имела. И это был акт истинной свободы. Той свободы, которая не подчинена никаким законам социума, морали, здравого смысла, но сама является источником и вместилищем тварного мира. Такая свобода освобождает нас от рабства объектного мироздания и делает нас субъектами мира божественного, помогает обрести лицо. Она не обязательно связана с решениями судьбоносными. Чтобы ощутить свободу, не обязательно раздавать все имущество и обрекать себя на голодную смерть. Она скорее связана со способностью расставить приоритеты и жить в соответствии с ними. И вот эта свободная приоритизация духовных и материальных ценностей в соответствии с Божественной логикой доступна только человеку. Это и есть истинная свобода.
Творчество — это вехи на пути к свободе. Находясь в рабстве у объектного, детерминированного мира, человек вынужден соответствовать шаблонам, навязанным ему обществом. Шаблоны эти прививаются в семье, в образовательных институтах, соответствие шаблонам поощряется, а несоответствие наказывается. В итоге человек оказывается вовлеченным во вполне предсказуемые, объектные поверхностные взаимоотношения, из которых вырваться для многих невозможная, а часто и нежеланная задача. И единственное, что может спасти нас, вращающихся в замкнутом кругу неживых отношений, это живое творчество, создание новых форм, образов, идей, которые могут стать вехами на пути к личной свободе. Творчество не обязательно должно быть глобальным. Даже небольшой акт творческого усилия может разорвать круг объектной реальности, так как человек творящий уже не может оставаться объектом, он становится субъектом, вмещающим жизнь. Он становится источником жизни.
Вера – это творческое видение реальности. Вера преобразует реальность, превращая ее из набора детерминированных частей в Божественный мир, зовущий к творчеству и свободе. Такой мир не является простой надстройкой над миром объектов. Он объемлет все и не способен объять лишь человека, потому что заключен в нем. Вера – это и есть поиск и обретение Божественного мира внутри себя.
Совесть – это Божественное касание души. В отличии от жестких и часто насильственных законов объектного мира совесть есть закон ненасильственный, закон, обусловленный верой. Закон этот просыпается в человеке очень рано и свидетельствует о присущей человеку от рождения личностной свободе, которая под воздействием воспитания и образования, может увянуть, оставляя после себя лишь ощущение потерянного рая. Совесть подпитывается верой, но также и питает ее. Это последний маяк, освещающий дорогу во мраке бытия.
Судьба – это предначертанный Богом путь. Отходя от него, мы не меняем, но теряем судьбу. Человек, заключенный в мире поверхностного «я», не проживает свою судьбу, а лишь топчется на месте в проекции объектного мира. Он лишен веры, творчества и свободы. И, в лучшем случае, лишь совесть освещает ему путь, никуда не ведущий. Вернуться к своей судьбе – это тот смысл, та задача, которая стоит перед человеком-субъектом, а обретение творческой веры – условие ее исполнения. Для тех, кто способен и отважился вернуться к своей судьбе, она становится духовным путем.
Обретая лицо, мы обретаем свое глубинное «я». Обретая глубинное «я», мы обретаем путь и свободу. Путь и свобода образуют судьбу.
***
Свобода, творчество, вера, совесть и судьба – это свойства нашей личности, недоступные искусственному интеллекту. Искусственный интеллект не способен любить. Поэтому нам нечего бояться. И нам остается сделать лишь один шаг – научиться всему этому самим.