чем мы можем быть полезными искусственному интеллекту

Нужен ли человек?

А тем, которые приняли Его, верующим во имя

Его, дал власть быть чадами Божиими.


Евангелие от Иоанна 1:12

Я помню, как в далекие восьмидесятые, будучи студентом университета, просиживал сутки напролет в библиотеках в поисках нужных книг и статей. Надо сказать, что занятие мне это нравилось, нравилось сидеть в тишине среди таких же, как я искателей истины, нравилось ходить между высокими полками с книгами. Я радовался, когда находил нужное издание, когда, сопоставляя взгляды разных авторов, подтверждал свои идеи. Я ощущал причастность к миру науки и к тайне человеческого знания. Иногда я встречался глазами с задумчивым взглядом такого же, как я искателя и чувствовал родство наших душ. Процесс познания был долгим. Если какой-то статьи в библиотеке не было, можно было заказать ее, воспользовавшись межбиблиотечным абонементом.
Второе воспоминание. Я иду в вычислительный центр университета. В руках у меня тетрадь с только что написанной программой. Перед терминалом компьютера очередь из студентов. Я долго жду в очереди в предвкушении своего часа и, когда он наконец настает, и я оказываюсь за компьютером, то понимаю, что не знаю, что с ним (с компьютером) делать. Не знаю, как вводить программу, не знаю, как переводить ее в машинные коды, не знаю ничего. Я просто смотрю на экран и пытаюсь найти общий язык с электронным разумом. А сзади очередь из других студентов. Так примерно выглядел компьютер в те годы:
Причастность существованию это основа развития личности
С тех пор прошло много лет. У каждого есть свой персональный компьютер и, чтобы им воспользоваться, не нужно стоять в очереди. Любую информацию мы получаем за считанные мгновения из интернета. Не нужно для этого просиживать месяцами в читальных залах и ждать пакетов со статьями из далеких библиотек. И наконец, появился искусственный интеллект, который способен ответить на любой вопрос, сопоставить информацию из разных источников и даже сделать выводы. Поиск и анализ информации стал простым.

Это явление не ново. Техника испокон веков брала на себя функции человека. Так мы постепенно разучились обрабатывать землю, охотиться, переписывать и печатать книги, петь и танцевать ритуальные танцы. Человечество в целом еще обладает этими способностями, но каждый отдельный человек уже нет. Процесс этот называется техническим прогрессом, он имеет свои плюсы и минусы, он может стать причиной потерь и приобретений, но у него есть одно неоспоримое свойство – он неизбежен. Он наступает, захватывая территорию, которая многие века считалась исключительно человеческой. Ушел век рыцарей, книгопечатания и фонарщиков. Техника, компьютеры и электрические реле твердо заняли некогда человеческие позиции. Это удобно, и мы могли бы с этим смириться, но в последние десятилетия прогресс начал наступление на святая святых человека – разум.
Взаимосвязь человечества, рода и человека
Можно, конечно, спорить, обладает ли искусственный интеллект разумом, но он, вне всякого сомнения, обладает доступом к неограниченному количеству информации и способностью ее быстро сопоставлять, обрабатывать и анализировать. В этом он превосходит человека, и часто выводы искусственного интеллекта выглядят разумнее выводов многих из нас. В считанные секунды мы получаем исчерпывающий и красиво оформленный ответ на интересующий нас вопрос. Искусственный интеллект может быть гибким, он может учиться и меняться, он лишен честолюбия и предрассудков. Он чистый разум. Быстрый разум. Обладающий неограниченными ресурсами. Мы таких преимуществ лишены. Мы знаем не все, мы допускаем массу ошибок, мы забываем… И вот, уступая позиции и передавая все больше и больше исконно человеческих свойств технологии, мы начинаем задаваться вопросом – где предел? Есть ли что-то, чего не может отнять у нас прогресс? Что остается у нас такого, что не может взять на себя техника? И нужен ли вообще человек?

Вопросы эти не просто философские. Они становятся насущными. И в первую очередь для системы образования. Так как с каждым новым учебным годом встает перед нами вопрос: чему учить студентов? Обрабатыванию земли и сельскому хозяйству? Но с этим прекрасно справляются современные технологии и большинству людей такие навыки не нужны. Книгопечатанию? Но книги печатают компьютеры. Программированию? Но искусственный интеллект способен быстро и качественно писать программы. Приобретенные знания не будут востребованы, а значит забудутся или останутся лежать в глубинах памяти ненужным балластом. Все меньше и меньше остается навыков действительно нужных, действительно незаменимых. Все больше технологий внедряется в различные сферы человеческой деятельности, и мы задаем себе вопрос: а нужен ли вообще человек?

Ответ на этот вопрос непрост и неоднозначен. Чтобы ответить на него, нам придется исследовать человека, как явление. Нам придется понять, в чем его уникальность. Нам придется заняться поиском тех сторон человека, которые недоступны технологии и прогрессу. На этом пути мы столкнемся с загадками человеческой природы и, возможно, обретем себя.

Николай Бердяев писал, что в человеке необходимо различать глубинное и поверхностное «я». Обращаясь к людям и к обществу своим поверхностным «я», мы способны на сообщения, но не способны на общение. Поверхностное «я» способно мыслить и делать выводы, но оно ограничено рамками объектной реальности, оно подчинено законам общества, природы и разума и ничего не может сказать о человеческой личности. Общение, которое происходит на уровне поверхностного «я», становится лишь способом обмена информацией. В этом контексте ответ на вопрос о нужности человека однозначен: нет, человек не нужен. Точнее, пока еще да, но вскоре человек перестанет быть полезным, так как все его функции возьмет на себя компьютер. И мы с вами живем на рубеже, после которого человек, живущий и раскрывающийся в своем поверхностном «я» станет лишним. Искусственный интеллект приближает этот рубеж. И мы со страхом глядим в будущее – в то будущее, в котором нашему поверхностному «я» уже не будет места.

Все вышесказанное можно рассмотреть и с другой точки зрения. Искусственный интеллект, побеждая наше поверхностное «я», ставит вопрос о необходимости обретения человеком своего глубинного «я», то есть «я», укорененного в самой сути свободы личности. По словам Бердяева, «личность есть субъект, а не объект среди объектов, и она вкоренена во внутреннем плане существования, то есть в мире духовном, в мире свободы». Именно этот план существования недоступен для технологии. Он отделен от материального мира и искусственный интеллект не способен его освоить. И только человек, находящийся на грани бытия и духа, может обрести свободу. Это тот вызов, перед которым мы стоим, теснимые с одной стороны техническим прогрессом, с другой же стороны неспособные (или нежелающие?) в полной мере осознать свое глубинное «я». Это тот путь, который откроется нам, как только мы откажемся от соблазна окончательно укорениться в поверхностном «я» и выйдем на поиски свободы.
Витальность и самоактуализация это базовые человеческие черты
Свобода есть свойство личности. Становясь личностью, мы обретаем свободу и выходим за рамки природы, социума, и вселенной. Мы перестаем быть частью и становимся целым. Согласно Бердяеву, ни природа, ни общество, ни космос не включают личность, а включены в нее. Убегая от посягательств искусственного интеллекта, мы можем встретиться с собой, и в этом наше спасение. Встреча с собой для нас, в течение веков лелеявших и развивавших свое поверхностное «я», это непростая задача…

По Бердяеву, свойствами личности являются свобода, творчество, вера, совесть, судьба и способность к духовной жизни. Эти свойства определяют путь от поверхностного «я» к «я» глубинному, от смерти к жизни, от рабства к свободе, поэтому я предлагаю рассмотреть их подробно.

Свобода — это способность принимать решения, зависящие не от исходных данных, а от исходных смыслов. Эта свобода проявляется повсеместно, она недоступна логике, о ней можно рассуждать, но ее невозможно спрогнозировать, так как она возникает неожиданно и часто вопреки здравому смыслу. Можно вспомнить пример вдовы, положившей последнее пропитание свое в сокровищницу Храма (Евангелие от Марка 12:41). Это действие не может быть оправдано никакой логикой, так как оно не приносит пользы ни Храму (две лепты слишком мало в сравнении с дарами богатых людей), ни самой вдове, ни Богу, которому вообще не нужны материальные дары, но оно очень высоко оценивается Христом, который, указав на вдову, сказал ученикам, что положила она больше всех, клавших в сокровищницу от избытка. Она же положила от скудости своей, положила все, что имела. И это был акт истинной свободы. Той свободы, которая не подчинена никаким законам социума, морали, здравого смысла, но сама является источником и вместилищем тварного мира. Такая свобода освобождает нас от рабства объектного мироздания и делает нас субъектами мира божественного, помогает обрести лицо. Она не обязательно связана с решениями судьбоносными. Чтобы ощутить свободу, не обязательно раздавать все имущество и обрекать себя на голодную смерть. Она скорее связана со способностью расставить приоритеты и жить в соответствии с ними. И вот эта свободная приоритизация духовных и материальных ценностей в соответствии с Божественной логикой доступна только человеку. Это и есть истинная свобода.

Творчество — это вехи на пути к свободе. Находясь в рабстве у объектного, детерминированного мира, человек вынужден соответствовать шаблонам, навязанным ему обществом. Шаблоны эти прививаются в семье, в образовательных институтах, соответствие шаблонам поощряется, а несоответствие наказывается. В итоге человек оказывается вовлеченным во вполне предсказуемые, объектные поверхностные взаимоотношения, из которых вырваться для многих невозможная, а часто и нежеланная задача. И единственное, что может спасти нас, вращающихся в замкнутом кругу неживых отношений, это живое творчество, создание новых форм, образов, идей, которые могут стать вехами на пути к личной свободе. Творчество не обязательно должно быть глобальным. Даже небольшой акт творческого усилия может разорвать круг объектной реальности, так как человек творящий уже не может оставаться объектом, он становится субъектом, вмещающим жизнь. Он становится источником жизни.

Вера – это творческое видение реальности. Вера преобразует реальность, превращая ее из набора детерминированных частей в Божественный мир, зовущий к творчеству и свободе. Такой мир не является простой надстройкой над миром объектов. Он объемлет все и не способен объять лишь человека, потому что заключен в нем. Вера – это и есть поиск и обретение Божественного мира внутри себя.

Совесть – это Божественное касание души. В отличии от жестких и часто насильственных законов объектного мира совесть есть закон ненасильственный, закон, обусловленный верой. Закон этот просыпается в человеке очень рано и свидетельствует о присущей человеку от рождения личностной свободе, которая под воздействием воспитания и образования, может увянуть, оставляя после себя лишь ощущение потерянного рая. Совесть подпитывается верой, но также и питает ее. Это последний маяк, освещающий дорогу во мраке бытия.

Судьба – это предначертанный Богом путь. Отходя от него, мы не меняем, но теряем судьбу. Человек, заключенный в мире поверхностного «я», не проживает свою судьбу, а лишь топчется на месте в проекции объектного мира. Он лишен веры, творчества и свободы. И, в лучшем случае, лишь совесть освещает ему путь, никуда не ведущий. Вернуться к своей судьбе – это тот смысл, та задача, которая стоит перед человеком-субъектом, а обретение творческой веры – условие ее исполнения. Для тех, кто способен и отважился вернуться к своей судьбе, она становится духовным путем.
Обретая лицо, мы обретаем свое глубинное «я». Обретая глубинное «я», мы обретаем путь и свободу. Путь и свобода образуют судьбу.

***

Свобода, творчество, вера, совесть и судьба – это свойства нашей личности, недоступные искусственному интеллекту. Искусственный интеллект не способен любить. Поэтому нам нечего бояться. И нам остается сделать лишь один шаг – научиться всему этому самим.
Обратно на сайт MichaelDvorkin.ru
Made on
Tilda